Творчество Фрэнсиса Скотта Фицджеральда является одной из самых ярких страниц в американской литературе XX века и относится к периоду ее наивысшего расцвета, к «золотому двадцатилетию» между двумя мировыми войнами. Романы Фицджеральда «Великий Гэтсби», «По ту сторону рая», «Ночь нежна», новелла «Молодой богач» по праву относятся к шедеврам современной мировой литературы.
Но жизненный и творческий путь писателя отнюдь не является примером безоблачного существования, несмотря на то, что сразу после выхода в свет первого романа к Фицджеральду пришли литературный успех, популярность и признание.
«Он являл собой воплощение американской мечты — молодости, красоты, обеспеченности, раннего успеха». Эти слова одного из биографов Фицджеральда, Эндрю Тернбулла, очерчивают образ писателя так, как его воспринимало большинство современников. Фицджеральд был выходцем из семьи неудачливого мелкого предпринимателя. Он рано столкнулся с проблемой денег и их нехватки. Поэтому общество, где критерием оценки был денежный достаток и где миллионы людей искренне считали приобретение богатства путем к счастью, руководствуясь лишь внешним проявлением роскошной жизни разбогатевшего писателя, не могло составить о нем другого впечатления.
Фицджеральд критически относился к веку накопительства, подменившему духовные и моральные ценности материальными, к феномену «американской мечты», манящей и привлекательной, но несбыточной.
Невозможность отказа от сотрудничества с представителями американского литературного рынка, бесцеремонно эксплуатирующими его талант, очень угнетало писателя. Тяжелое психическое расстройство жены Зельды, его болезнь (у него был туберкулез легких), пристрастие к алкоголю приводят к нарастанию трагизма в творчестве Фицджеральда, а самого писателя — на порог творческой и физической гибели.
«Ночь нежна» (1934) — последнее законченное произведение Фицджеральда, по его собственному признанию, любимое пронзведение, исповедь. Писатель задумывал этот роман в самый трагический период своей жизни и создавал его, опираясь на собственный горький опыт, страдая вместе с каждым созданным им персонажем.
В начале работы над романом Фицджеральд считал своей задачей «показать природного идеалиста, который, по разным причинам, поддается жизненным идеалам буржуазной верхушки; восходя по социальной лестнице, теряет свой идеализм и свой талант». Действительно, по сюжету романа молодой, подающий надежды американский медик Ричард Дайвер встречает в одной из лечебниц очаровательную душевнобольную Николь, дочь миллионера Уоррена. Полюбив девушку, он решает жениться на ней, будучи уверен в том, что сможет противопоставить свой высокий интеллектуальный и духовный потенциал всему окружению богачей Уорренов, «сильных мира сего». Этот неравный поединок вызывает медленное, но неотвратимое душевное опустошение и моральное падение Дика.
Безусловно, социальная тема, тема пагубного влияния развращенных нравов представителей высшей прослойки общества, очень сильна в произведении. Однако более всего в нем привлекает тонкий психологизм в изображении персонажей, который в большей степени вызван уже упомянутой автобиографичностью характеров, что отразилось в удивительно правдоподобном описании зарождения и развития чувства Дика к Николь. Невозможность отказаться от этого чувства явилась отправной точкой для последующего душевного падения Дайвера.
Роман «Ночь нежна» не имел ошеломляющего успеха ранних произведений Фицджеральда. Одни критики молчали, отдавая дань уважения «угасшему» таланту писателя, другие обвиняли автора в том, что причина падения Дика Дайвера была вымышленной, а произведение не соответствовало духу времени. На самом же деле даже выбранный писателем эпиграф доказывает четкое понимание автором проблемы времени, созвучной трагедии его собственной жизни: несовпадение мечты — любви, успеха и процветания, сочетаемых с верой в истинные ценности, — и действительности, неумолимо обрекающей эту мечту на крах.
Только после смерти автора роман «Ночь нежна» был справедливо оценен критикой. Эрнест Хемингуэй назвал книгу лучшим произведением Фицджеральда.
Опубликовано в издании: Фицджеральд Ф. С. Ночь нежна. Нева, Олма-пресс, 2000 (серия «Грамматика любви») (с. 5-6, предисловие).