Очень понравилось, но не нашла каких-либо достаточно ярких из обещанных разоблачений, скорее просто обобщение выводов. Новым показалось: образ Гэтсби как воплощение буржуазных идеалов Франклина. Помню ссылки на «Advice to a Young Tradesman» и «To Those Who Would Be Rich» в «Протестантской этике…» Макса Вебера. Сама книжка очень интересная: Макс Вебер показывает становление и развитие капитализма, опирающегося на лестницу из постулатов протестантизма и то, как окрепший капитализм, просто откидывает эту лестницу, свою морально-этическую основу, когда она ему больше не нужна, в связи с появлением мощных экономических факторов, его поддерживающих. Ибо никто из современников автора не обосновывает своё занятие бизнесом и стремление получать прибыль с религиозной точки зрения, и, вообще, не может привести достаточных обоснований своего поведения. Действительно, нравственный кодекс правоверного протестанта в чём-то сходен с жизненными принципами Гэтсби. Хотя до Робинзона Крузо, истинного представителя протестантизма, следующего всем религиозным заповедям, ему далеко.
Аналогии Гэтсби с героями французской литературы 19 века, конечно, прослеживаются, но не настолько прямы и очевидны. Их всех объединяет исключительная амбициозность, двойственность натуры и трагичность судьбы. Но между Гэтсби и французами-провинциалами 19 века принципиальное различие. Для последних карьера, положение в обществе и деньги были самоцелью, а любовные связи — средством её достижения. По-моему из «Отца Горио»: «Меняй мужчин и женщин как скаковых лошадей, если хочешь добиться цели». Другое дело, что и для Растиньяка (тут скорее Рафаэль из «Шагрениевой кожи», не помню, чем закончилась история с Растиньяком), и для Жюльена Сореля в конце жизни отношения с любимой женщиной стали значительно важнее и система ценностей этих героев кардинально изменилась. С Гэтсби же всё происходит с точностью до наоборот. Для него деньги и положение в обществе — необходимое условие взаимности со стороны его возлюбленной. И только благодаря Дэйзи они приобретают в глазах Гэтсби столь значительную ценность. Он делает всё возможное, чтобы завоевать, а если быть несколько точнее — просто купить её. Он банально не успевает. Дэйзи нужна стабильность, и она выходит замуж за человека, который оказался рядом, когда Гэтсби не было с ней, и смог дать ей эту стабильность и покой. Несмотря на все старания Гэтсби, она не делает каких-либо попыток вернуть былую любовь, просто потому, что скорее всего ей и не нужны какие-либо возвышенные чувства и отношения. Обыкновенная стабильная размеренная обеспеченная жизнь с Томом её во многом устраивает, даже несмотря на то, что она догадывается о том, что у мужа есть любовница. Меня в своё время слегка шокировала мысль моей одногруппницы: «Дэйзи была отнюдь не дура. Она понимала, что бизнес Гэтсби, связанный с незаконной торговлей алкоголем непостоянен. Он не мог дать ей той стабильности, которую могли дать деньги Тома. Дэйзи нужен был кто-то, кто мог бы о ней позаботится, дать ей ощущение покоя. Гэтсби не был таким человеком». Вполне может быть и правда. Только, по моему, Дэйзи не была настолько умна, чтобы понять, чем занимается Гэтсби. В конце концов, на мой взгляд, Гэтсби в значительной степени осознал истинную сущность своего идеала, женщины-мечты, а также всю тщетность своих усилий и бессмысленность нелегально полученного богатства. И если у французских классиков госпожа де Реналь и особенно Полина («Шагреневая кожа», чем не книжка про амбициозного провинциала?) воплощали именно духовное начало, и любовь к ним героев открывала лучшие их стороны, то Дэйзи по своей сущности истинно материальна, и чувство к ней Гэтсби, а также её идеализация героем не вызывает лично моей симпатии к нему самому. Сходство с Геком Финном ограничивается, на мой взгляд, водными путешествиями в детстве и долей предприимчивости, которая, впрочем, у Тома Сойера была намного больше, чем у его приятеля. Гэтсби и Натти Бампо??? Честное слово, не поняла. Может, кто объяснит?
Опубликовано в издании: с разрешения автора..